Создание субличности

"Субличности - это отличные от других миниатюрные личности, живущие внутри личности, каждая со своим собственным набором чувств, слов, привычек, верований и манер" - так определяет это явление Вильям Стюарт, специалист по работе с образами и символами в психологическом консультировании. Субличности - это остатки полезных и бесполезных влияний, сохранившихся с тех времен, когда они были нужны для выживания и отвечали потребностям. Предполагается, что они часто конфликтуют друг с другом. Это традиционное понимание феномена субличностей, идущее от основателя психосинтеза Ассаджиоли.

Субличность - типичный психический образ и обладает всеми его особенностями, характеристиками и функциями, в том числе регулирующей.

Что полезного можно извлечь из этого?

Во-первых, очевидна польза субличности как доступного способа регуляции удовлетворения какой- либо потребности, актуализации какого- либо поведения, реализации какой- либо функции.

Во-вторых, раз субличности возникают, когда есть определенные влияния, то их можно создавать преднамеренно, учитывая при этом собственные сознательные пожелания.

В-третьих, их можно организовать для достижения значимых и полезных целей и результатов.

Существует, и при этом довольно часто встречается такая "проблема": вроде бы есть желание, а часто и необходимость что-то сделать, но никак не делается. Наверное, многие думают о том, что было бы неплохо заняться спортом или хотя бы делать утреннюю зарядку, но продолжают лежать на диване. И этому лежанию можно найти сотню причин: недостаток мотивации, работа какого-нибудь убеждения, отсутствие взаимопонимания с какой-то частью личности и т.д.

А может быть и мотивации вполне достаточно, и имеющиеся убеждения помогают, а не ограничивают, и затрагиваются значимые ценности - но желаемый результат не достигается. Происходит это возможно потому, что все эти слагаемые успеха не связаны в единый комплекс, где они усиливали бы друг друга и способствовали достижению поставленной цели. Так, чтобы начать заниматься спортом, нужно "связать" между собой потребности, цели, мотивы и ценности, реализуемые этими занятиями.

И один из способов сделать это - создать соответствующую субличность.

Для создания эффективной субличности, как и для успеха любого другого предприятия, необходимо точно определить цель. Вновь возвращаясь к примеру со спортом, нужно подумать о том (и думать об этом можно погрузившись в состояние легкого или чуть более глубокого транса), каким именно спортом стоит заняться, насколько интенсивными должны быть эти занятия и какой результат должен быть достигнут. Возможно, найдутся еще какие-то моменты, которые нужно учесть и на которые стоит обратить внимание. И когда Вы будете думать обо всем этом, у Вас начнет формироваться образ, образ Вашей новой субличности. И, может быть, сначала это будет только картинка, а потом добавятся звуки и какие-то новые ощущения. И первоначальный образ может изменяться, пока не достигнет необходимого соответствия с Вашими целями и ценностями, потому что очень важно, чтобы этот образ был воплощением Ваших целей. И когда Вы увидите, или услышите, или почувствуете, что образ приобрел все необходимые характеристики, детали и атрибуты, новую субличность можно подружить с остальными и позволить ей занять свое место.

В процессе практического применения оказалось, что наиболее быстро и легко необходимые изменения поведения происходят в том случае, когда созданная субличность имеет некий атрибут, указывающий на её функциональное предназначение и отличный от образа субличности. Так, например, субличность, внедрённая для ежедневного выполнения зарядки, "очень плохо" - по словам клиента - выполняла свои обязанности. Однако, "вооружение" её будильником и ковриком для занятий позволило однократным вмешательством достигнуть необходимого результата, устойчиво сохраняющегося уже более девяти месяцев.

Следует, однако, обратить внимание, что само по себе создание всё новых и новых субличностей для каждого конкретного случая, не может считаться общеэкологичным. Для людей, уже имеющих множество частей личности "внутри себя", или склонных к последовательной диссоциации (что характерно для злоупотребляющих алкоголем и т. п.), не будет полезным "увеличение нагрузки" в виде ещё одной части личности. Если субличностей набралось достаточно много, то проведение клиента через стандартные процедуры выяснения целей, ценностей и позитивных намерений разных частей (с интеграцией или без неё) и внедрение новой субличности становится очень громоздким делом. В подобных случаях гораздо экологичней (и эффективнее!) воспользоваться другим приёмом.

Все субличности - это образы процессов, протекающих в единой целостной личности, и в каждый момент времени в любом проявлении активности задействованы все психические процессы и функции, все части личности. И всё, что нужно - это сделать так, что бы отдельные представители славного племени субличностей (каждая из которых отвечает за реализацию определённой функции), не мешали, а помогали друг другу. Таким образом, помимо частных функций, отвечающих за движение к частным целям, появляется функция их согласования и эффективной организации. И эту функцию можно поручить отдельной субличности Администратора, Координатора, Дирижёра или т. п., создав его специально для этих целей и наделив соответствующими способностями и атрибутами (например, "органайзером" или дирижёрской палочкой). Идея внедрения Координатора для успешного взаимодействия между частями личности, предложенная M.A. NLP Станиславом Уколовым ( смотри в разделе "Дополнительно") для шестишагового рефрейминга и т.п. техник, оказалась полезной и при работе с субличностями. Даже при наличии "конкурирующих" субличностей правильная организация их активности (способность, изначально присущая Координаторам, Администраторам и т. д.) позволяет эффективно реализовать все функции, оптимально распределяя временные и энергетические ресурсы.

Особенности, аналогичные вышеупомянутым, обнаружились и при работе с Администратором, Дирижёром и т.п. Оказалось, что в подавляющем большинстве случаев было недостаточно иметь только соответствующий образ человека. Например, в одном из случаев был создан Администратор в строгом деловом костюме, белой рубашке, блестящих чёрных туфлях и в галстуке. Данный образ был полностью привлекателен для клиента (что подтверждалось как вербально, так и невербально), полностью приемлем для имевшихся частей личности, выразивших согласие работать под его руководством, и был готов взять на себя осуществление своих функций. На практике, однако, оказалось, что желаемые изменения происходили значительно хуже, чем хотелось бы клиенту. В этом случае Администратору было предложено выбрать себе один или несколько предметов, необходимых для его нормальной работы. На создание зримого и ощутимого образа дорогой паркеровской ручки (именно её затребовал Администратор) ушло не более пяти минут, а результаты подобного внедрения "виртуального предмета" превзошли все ожидания.

К сожалению, в настоящее время автор не может дать полноценное объяснение тому факту, что внедрение "предметов" позволяет в подавляющем большинстве случаев многократно увеличить эффективность интервенций. Причём, аналогичные результаты были обнаружены и при использовании других техник (модифицированный шестишаговый рефрейминг, "договор между частями"), в которых задействуется визуальная репрезентация Администратора, Координатора и т. п. Можно предположить, что основную "функциональную нагрузку" несёт именно "виртуальный предмет", который становится своеобразным триггером, запускающим эффективное функционирование субличности.

Любовь Журавлёва, M.A. NLP., Саратов

[Статьи и Мнения][НЛПерские тексты][НЛП вообще][НЛП в Екатеринбурге]


 ©2003, Ре-Дизайн - Максим Мухарев, он же Новый Вебмастер :-)
 ©2003, Программинг - Стас Уколов & Максим Мухарев
Помните об
Обратной Связи!