В поисках структуры личности

Очевидным недостатком техник НЛП является их плохая применимость к самому себе. Главная трудность заключается в неразделяемости объекта воздействия (клиента) и воздействующего субъекта (оператора). С точки зрения классической психологии применение рефрейминга к самому себе подобно подвигу Мюнхгаузена, вытащившего себя их болота за волосы. Тем не менее, эти техники в той или иной степени срабатывают. Очевидно, что проведение саморефрейминга двух конфликтующих частей предполагает наличие третей части (с ними оперирующей). Согласно пресуппозициям НЛП личность состоит из частей, а вот какова ее структура, об этом умалчивается. В данном случае под структурой я понимаю списочный состав частей личности, их взаимодействие и иерархию.

Составление списочного состава можно провести двумя способами. Первый из них предполагает наличие теоретических (идеологических) предпосылок, как в гештальте (ребенок - родитель - взрослый). Второй способ - это произвести "перекличку" и их сосчитать. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки. Составление любой структуры предполагает цель ее составления, то есть преследует определенную цель. В нашем случае главная цель - классификация объектов воздействия с точки зрения применимости тех или иных техник НЛП при работе с самим собой.

Во всех известных мне попытках классификации по первому способу вместо частей личности перечисляют поведенческие проявления личности в целом, а это не одно и то же. Поясню на примере того же гештальта. В поведенческой роли родителя человек может проявлять разные аспекты личности - творческую часть, дидактическую, злобно агрессивную, шаловливую и т.п. С точки зрения НЛП это разные части, их положительные роли различны. Составление структуры личности по поведенческим функциям позволяет унифицировать описание людей, но непродуктивно с точки зрения техник НЛП. Кроме того, подобное структурирование предполагает последовательное проявление частей, их неизменность внутри патерна поведения и, наконец, в ней отсутствует понятие центрального "я" (оператора). Таким образом, первый способ структурирования для нас не является оптимальным.

На мой взгляд, в НЛП выделяют части личности по принципу вызываемых ими эмоций. Если часть работает хорошо, и ее действия воспринимаются как само собой разумеющиеся, то и менять ее нет нужды. Единственный вариант, который приходит на ум, это стремление дополнительно повысить ее эффективность. Но для этого опять же надо иметь соответствующее желание (неудовлетворенность). Стандартный объект воздействия - это либо конфликтующие части, либо имеющие недостаточное количество вариантов поведения и реагирования (с последними конфликтует собственно сознание). Для каждого человека набор таких частей индивидуален. Но все подобные части иерархически одинаковы и в структуре личности занимают одну и ту же ступень. Интересная попытка их классификации по сущностным состояниям предпринята в книге Андреас "Сущностная трансформация". Такие части можно пересчитать, но для построения структуры личности они бесполезны. Жаль, что в книге не описаны попытки найти сущностное состояние собственно для всего сознания в целом. Для нас важны уникальные экземпляры, имеющие более-менее глобальные функции.

Приходится прибегать к простой перекличке в надежде на анализ проявившихся аспектов личности. Первое, во что при этом упираемся, это в вопрос: "А кто ее проводит?" Если ответить просто: "Я", то следует признать, что остальные части это "не я". А это противоречит принципам НЛП. Если отвечать: "Это одно из Я", то логично вводить нормы демократии - выборность, подотчетность, привилегии, подчинение меньшинства большинству и т.д. В классической психологии это чистой воды шизофрения, требующая срочной госпитализации. Приходится признать, что среди равных есть части более равные, то есть лишний раз убеждаемся, что есть и структура и иерархия. Обычно эту часть называют сознанием, но есть и другие части, обладающие сознанием. К тому же полностью сознательное "Я" вряд ли может манипулировать аспектами личности, относящимися скорее к бессознательному. По моим представлениям, речь идет об интегрированной, константной части Я, способной контролировать некоторые внутренние процессы. Другими словами, это глобальный аспект личности связанный с самоидентификацией, обособленный от других частей, контролирующий сознательное состояние психики.

Итак, начальник есть. Теперь вопрос: "Кого будем вызывать?". Поведенческие части неисчислимы, их можно перечислять, но они не иерархичны. Именно с ними работают большинство техник НЛП, направленных на интеграцию. Под интеграцией я понимаю снятие противоречий между ними, отражающихся в виде негативных эмоций, а так же снятие ограничений при выполнении различных видов поведенческих патернов. Как известно, работа с такими частями заключается в их идентификации и придании им необходимых ресурсов. В процессе первоначальной идентификации данного аспекта личности, он впервые выводится в сознание, что равнозначно признанию его обособленности. По смыслу это то же самое, что и создание новой части. Таким образом, дифференцируя части, мы преумножаем их число, что нельзя считать позитивным. Позитив наступает только после слияния выделенного аспекта личности с другими путем объединения их ресурсов (или сущностных состояний). При этом должна освобождаться психическая энергия, что физиологически проявляется в виде позитивных кинестетических ощущений, а на поведенческом уровне - в виде некоторой вальяжности. К сожалению, в НЛП отсутствуют техники всеобщей интеграции, что позволяет работать с одним клиентом, но с разными его частями, хоть до бесконечности. У Кастанеды есть аналог такого рода деятельности - очистка тоналя.

Существуют ли более глобальные части личности? Некоторые из них я в себе обнаружил. Самая первая часть, обратившая на себя внимание, оказалась транслятором. Эта та самая часть, которая без остановки болтает. Причем одновременно может выражать сразу несколько мнений изрядно друг другу противоречащих. Из литературы по НЛП известно, что разные части личности могут говорить разными голосами и иметь в пространстве разную локализацию. Указанные эффекты я могу получать при общении с конкретной частью, сознательно вызванной "на ковер". У транслятора голос один. Я называю его беззвучным, так как он не имеет тембра и других характеристик, кроме темпа и громкости. Функция транслятора - вербализировать информацию в сознании, поступающую от других аспектов личности. Эта часть чисто техническая, сознанием контролируется слабо. На приказ замолчать реагирует, но недолго. У Кастанеды она зовется внутренним диалогом, и ее призывают затыкать. Поскольку часть информации поступает в сознание в виде образов, ощущений или в виде сжатой (зазипованной) информации, внутренний голос может отставать от общего содержания. Тогда он либо занудно продолжает излагать уже понятное, либо замолкать на полуслове. Если выполняется императивная внутренняя команда, не идущая от сознания (возьми, иди и т.п.), то она в сознании может отражаться вербальным эхом (словесным повторением содержания уже выполняемой команды). Не все части личности могут (или хотят) передавать в сознание информацию в вербальной форме. В ряде случаев информация превращается в речь, минуя сознание (я редко проговариваю про себя фразы, которые потом озвучиваю). Любопытно, что, слушая внутренний диалог или разговаривая с кем-нибудь, можно услышать от себя нечто для сознания новое, даже умное и забавное. Это свидетельствует об изрядной автономности и развитости некоторых частей личности. Также любопытно, что и в снах присутствует такой же внутренний диалог, что свидетельствует о функционировании транслятора и в измененных состояниях сознания.

Очевидно, что по аналогии должен существовать визуализатор и кинестетик, передающие в сознание информацию в этих репрезентативных системах. Если следовать учению дона Хуана, должна существовать автономная глобальная часть - сонное "сознание", "тело сна", "дубль". Доступ к этому аспекту личности может быть достигнут с помощью измененных состояний сознания (транс, наркотики) или с помощью специальной техники "поиска рук во сне".

У меня нашлась одна довольно интересная часть, я называю ее "четвертый". Эта часть не желает вербально общаться, контакт с ней происходит с помощью пальцевых сигналов. Я ее обнаружил в результате переклички под номером четыре. Правильнее ее следует назвать советчиком. Часть дает советы (отвечает на поставленные перед ней вопросы) по поводу глобальных действий (делать - не делать, идти - не идти, ждать - не ждать, брать прикуп - не брать прикуп) и характеризует текущую ситуацию с кем-либо (все в порядке - есть проблемы, есть беда - нет беды). Частота правильных советов этой части гораздо выше, чем у сознания. Сама часть говорит (точнее, подтверждает), что она - не интуиция, а анализатор, пользующийся ресурсами бессознательного. Часть удобна в практическом плане, и я с ней постоянно советуюсь. Общаюсь с ней с помощью пальцевых сигналов: да, нет, не знаю.

Очень редко меня посещает часть, которую я называю Собеседник. Тут можно строить различные теории. С точки зрения атеиста это сильно обособленная часть моей личности, обладающая незаурядным интеллектом. С другой точки зрения это духовный пришелец, посещающий меня, увы, очень редко. Данная сущность ведет со мной очень занимательные беседы, блистая юмором и обширными знаниями. Разговор идет через Транслятор, но ритм и манера речи весьма оригинальна. К сожалению, собеседник не отвечает на некоторые вопросы, в том числе и кто он такой, обходя подобные темы вежливым молчанием. Он мне чем-то напоминает Лазутчика Кастанеды. Главные его отличия состоят в явной инородности по отношению ко всему сознанию, невозможности его вызвать по моему желанию и в наличии новой для меня информации. Эта информация не носит конкретный, утилитарный характер, а более относится к вопросам бытия и духовных убеждений. Общение с ним крайне приятно и вызывает измененное состояние сознания, поэтому конкретное содержание бесед я плохо помню, могу только описать общий смысл беседы и мои ощущения.

Остальные аспекты личности перечислю в строчку. Это Автопилот, осуществляющий псевдосознательную деятельность при отключении сознательного "Я". Например: чтение сто раз читаных лекций, функционирование в нетрезвом виде, смотрение телевизор и т.п. Во всех этих состояниях самоконтроль возникает периодически, но не часто. Это часть, отвечающая за ритуальное поведение в кругу родственников и коллег (ролевое поведение), которое тоже плохо контролируется сознанием. Творческую часть в явном виде обнаружить не удалось (привет шестишаговому рефреймингу). Больше глобальных аспектов сознания не вспоминается.

Предложенная вашему вниманию попытка эмпирического построения структуры личности может приобрести некоторую солидность только при большом статистическом материале. Так что ее повторить предлагается всем желающим. Но я на этом не умываю руки. В следующей заметке попробую построить структуру личности исходя из опубликованной литературы по НЛП.

Анухидий Думка

[Статьи и Мнения][НЛПерские тексты][НЛП вообще][НЛП в Екатеринбурге]


 ©2003, Ре-Дизайн - Максим Мухарев, он же Новый Вебмастер :-)
 ©2003, Программинг - Стас Уколов & Максим Мухарев
Помните об
Обратной Связи!