Как я читал курс лекций по НЛП

Не так давно я сподобился подготовить и прочитать университетский курс лекций по НЛП. Побудительным мотивом послужило желание систематизировать имеющиеся знания по предмету. Какую литературу взял за основу и что излагал в данном случае непринципиально. Любопытно, что из этого получилось.

А получился аналог теоретического курса вождения автомобиля. В смысле практической ценности для слушателей. Впрочем, от университетского курса этого и не требуется. А получился ли теоретический курс? По большому счету - нет. К сожалению, не удалось изложить НЛП как стройную научную систему, имеющую строгие предпосылки и допущения (фундамент), на которых выстроено логичное и прочное здание. Оказалось, что ясно очерченного фундамента вообще нет. Существующие в литературе пресуппозиции (а их в разных источниках от пяти до пятнадцати) метафоричны, противоречивы и неконкретны. Это обстоятельство сразу бросается в глаза при попытке сформулировать ответ на вопрос: "Что такое НЛП? Из какой это области знания?". Это вопрос задало начальство, организовавшее чтение курса лекций для студентов. Самое забавное, что внятного ответа вообще нет! Логично было бы ответить: "Это из психологии", так как все книги по НЛП печатаются в сериях по практической психологии. Однако все направления классической психологии (психоанализ, юнгианство, гештальт и т.д.) исходят из сформулированной структуры личности и имеют в качестве основной задачи получение ответа на вопросы: "Почему и в чем причины?". Главный вопрос НЛП: "Как произвести требуемые изменения?", причем причины возникновения и содержательная часть проблемы могут вообще не изучаться. В этом смысле ближайшим аналогом могут быть признаны печально известные своей бесполезностью труды Д. Карнеги и его эпигонов. Они тоже начинаются со слов "как стать...". Таким образом, остается два выхода: либо признать, что НЛП это полу-шарлатанский раздел практической психологии, либо - что это не психология в классическом ее понимании.

Пришлось сказать начальству, что это новая отрасль знаний, а для лекционного курса выбрать название "Стратегии коммуникации". Выбор названия был обоснован загадочностью звучания, любовью основоположников к этим терминам, а также уважением, блеснувшим в глазах начальства. Тем не менее, красивое название не снимает вопроса, является ли НЛП наукой или практикой, наряду с йогой, шаманизмом и прочим симороном. Для ответа пришлось обратиться к истории.

Первоначальной целью господ Бэндлера и Гриндера было овладение навыками работы лучших психологов. Они смоделировали их способы коммуникации с пациентами, сформулировали и развили основные технологии НЛП, попутно введя базовые (по их понятиям) пресуппозиции. Естественно, что и Эриксон и Сатир и Перлз имели прекрасное фундаментальное психологическое образование, но их методы работы не были жестко связаны с теоретическими постулатами классической психологии. Таким образом, сам принцип формирования новых техник подразумевал большую долю эклектики и не претендовал на большую стройность и теоретическую обоснованность.

Самодостаточность разработанных методик, огромная сфера их применения и здоровый американский прагматизм авторов с одной стороны, отсутствие теоретической базы с другой стороны, помешало НЛП стать общепризнанным направлением психологии. Это и плохо (все держится на фанатах) и хорошо, так как отсутствуют рамки, ограничивающие развитие. Следует добавить, что при создании различных техник были использованы термины и понятия из других областей знания - логики, семантики, кибернетики, теории управления и т.д. Подобного не наблюдалось в психологии никогда.

Логично признать, что НЛП открывает новую отрасль знания. Название ей давать еще рано, но, чтобы было понятно, о чем идет речь, назову ее "Стратегии межличностных коммуникаций". Предметами изучения являются структура личности, взаимодействие отдельных ее элементов (частей личности в терминах НЛП), а также аспекты межличностного общения. Разработанные техники становятся готовыми инструментами для исследования и создания удобной теоретической базы. Их достоинства очевидны - они не имеют "идеологической" подоплеки (для их применения не требуется конкретная структура личности), не вызывают отторжения в культурологической "карте" любого индивидуума (применимы для любых архетипов). При этом наличие структуры личности для этих техник самоочевидно.

Возвращаясь из эмпиреев на землю, в заключение расскажу, как я объяснил обалдевшим студентам, в чем смысл их нечаянного курса. Для людей с почти законченным высшим образованием это прозвучало диковато.

"НЛП - это сумма технологий для достижения внешней и внутренней свободы. Свобода не является гарантией счастья, зато она увеличивает число будущих приключений".

Анухидий Думка

[Статьи и Мнения][НЛПерские тексты][НЛП вообще][НЛП в Екатеринбурге]


 ©2003, Ре-Дизайн - Максим Мухарев, он же Новый Вебмастер :-)
 ©2003, Программинг - Стас Уколов & Максим Мухарев
Помните об
Обратной Связи!