НЛП и Аудитория
Заметки с курса «НЛП в работе с аудиторией»
Московского Центра НЛП

Итак, я оказался одним из пятнадцати (примерно) человек, прибывших во второй половине пятницы 28 января 2000 года в Московский центр НЛП на курс "Работа с аудиторией". В основном это были Мастера, сертифицированные в этом центре, хотя было и несколько "птенцов" других тренеров; встречались также и НЛП-Практики (ваш покорный слуга, например). По доброй традиции центра, занятия, которые были должны начаться в 1600, начались в 1625. Но Андрей Плигин и Саша Герасимов, как всегда, были великолепны в качестве Тренеров, так что мы решительно двинулись вперёд.

Цель, зовущая нас преодолеть заснеженные перевалы и цветущие долины этого курса была - с одной стороны - не столь уж значительна. Многие из нас уже вели какие-то свои курсы, семинары, тренинги, так что нам требовалась всего-навсего определённая коррекция курса, подобно тому, как космический корабль, отправившийся к Луне или Марсу ежедневно включает небольшие двигатели, выдерживая точное направление (и здесь модель T.O.T.E.!).

Но с другой стороны... Задача, стоящая перед нами была грандиозной - приобрести новое личностное своеобразие, стать Тренером. Хорошенькое дело! Уже больше года я сам веду тренинги по НЛП в своём городе, и постоянно мне приходится объяснять другим (и себе тоже), что хотя формально Практик (и даже, наверное, Мастер) НЛП не очень-то может обучать других, но должен же это кто-то делать. Конечно, пройдут годы, по всей России появятся десятки (сотни?) настоящих Тренеров, и вот тогда... Откуда только они появятся?

В очередной раз человечество (ну, может быть, российская его часть) проходит сейчас удивительную стадию - эпоху бури и натиска, когда отчаянные смельчаки в своих утлых судёнышках пересекают Великий Океан, не имея почти никаких карт, кроме отчаянной убеждённости, что там - впереди есть Земля (ведь Вселенная дружественна и полна ресурсов, не так ли?). Карты они создадут по дороге, и по дороге же научатся по ним ориентироваться. Потом по их следам проложат черточки путей, по которым двинутся огромные лайнеры, ведомые профессионально подготовленными капитанами...

И самое интересное, что не только мы, участники, оказались в положении таких первопроходцев. Курс "Работа с аудиторией" был также и очередной операцией (и очередным тестом) в стратегии наших учителей, ведущей к первому русскому Тренерскому курсу, который планируется на лето 2001 года. Так что "Работа с аудиторией" стала не просто одной из ступенек в профессиональном росте, но ещё и возможностью примерить на себя платье, что появится на свет через полтора года. Это была также и возможность получить маленькую "фору", заранее разведать некоторые пути, по которым мы пойдём уже на большом Тренерском курсе.

Разумеется, за 10 дней спецкурса не станешь настоящим Тренером НЛП, но побывать им хотя бы несколько минут в режиме "как если бы", заложить направления движения к нему и начать движение... Да, это стоило потраченных усилий и времени.

А усилия эти были весьма значительны! От нас потребовалось применить всё, что мы усвоили на курсах Практика и Мастера - и навык управления своим состоянием, и умение создавать и поддерживать раппорт, и огромное количество обратного просмотра, оценки себя и других из всех возможных позиций восприятия (казалось, их было не три, а 15, по количеству участников), в соединении с метапрограммами, грамматическими временами, репрезентативными системами, характеристиками голоса, жестами, позой, и другими параметрами. В какой-то степени мы все это уже умели, но, выходя перед аудиторией, оказываешься как бы под увеличительным стеклом, где всё виднее в несколько (десятков) раз...

Наши Тренеры сразу предупредили нас, что курс окажется для нас терапевтичным, так же как терапевтичным оказался для них их собственный Тренерский курс (только, я думаю, ещё гораздо сильнее). Впрочем, мне кажется, лучше назвать это не терапией, а вызовом, испытанием. Как и подобает будущим морским волкам, нам представилось множество возможностей глотнуть солёной воды такого вызова. Это было не просто, но мы выплыли, и сейчас, греясь на солнышке (весна, всё-таки!), я пишу эти строки, оглядывая пройденный путь...

Полоски - чёрные и белые

...А занял он (этот путь) два с половиной месяца. Опять же по доброй традиции курс проходил по уикендам - вечер пятницы и суббота с воскресеньем. И так четыре раза. Первый раз (как сказано выше) - в конце января, второй - в конце февраля, а третий и четвёртый - в первой половине апреля с интервалом в одну неделю. Сюда вошло всё - и лекции, и совместный поиск решений (мозговой штурм) и разнообразнейшие упражнения (в парах, в тройках-четвёрках, и даже шестёрках-семёрках), и индивидуальное творчество, и выступления перед группой на всевозможные темы, и запись на видео, и его просмотр с "разбором полётов".

Каждый из четырёх "кусочков" курса, составляя единое целое со всем остальным, имел своё собственное лицо. Первый стал как бы "пробой" пера, когда мы пробовали своё - уже наработанное ранее - мастерство на отдельных действиях Тренера - вызвать в группе определённое эмоциональное состояние, поднять или повысить энергетику группы (определяемую так называемым "адреналиновым барометром", или попросту АБ), поиграть с неявными (но тем не менее, очень важными) сообщениями, которые Тренер посылает группе своими жестами, тоном голоса, выражением лица (своеобразная практика конгруэнтности)...

Помогли нам в этом и модели, применяемые самыми известными Тренерами, хоть мы и не имели возможности посмотреть на них лично (некоторых из них мы видели раньше "живьём" благодаря проекту "Звёзды НЛП на небосводе России"). Впрочем, и на видео было на что посмотреть - Энн Энтус, Фрэнк Пьюселик, Энтони Роббинс, Мэрилин Аткинсон, Роберт Дилтс, Дэвид Гордон, Питер Врица и Ян Ардуй как будто поделились с нами примерами своего Мастерства.

На второй ступени мы стали "разбивать" эти навыки на более мелкие кусочки, чтобы оценивать по ним работу Тренера и - наоборот - выстраивать из них так называемый тренерский стиль - почти магическое единство, сплав огромного количества казалось бы несовместимых элементов. Элементы эти были собраны в матрицу строк так из двадцати, и мы занимались тем, что миллиметр за миллиметром двигались по карте, определяемой этой матрицой, изучая, как её строчки влияют на восприятие Тренера и материала аудиторией и расширяя свой собственный "репертуар", свою поведенческую гибкость.

Особенностью третьей ступени стало, то, что она обошлась без записи выступлений участников на видео, зато мы вдоволь накрутились кубиков, из которых складывается дизайн выступления. Мы сами открывали неожиданные тропинки и целые неизвестные ранее скоростные шоссе в таких, казалось бы изведанных странах, как репрезентативные системы, раппорт или якоря. Географические карты буквально резались на кусочки, чтобы сложить их в колоду карт, но уже игральных... И мы снова и снова раскладывали их в пасьянсы, убеждаясь, что "карты правду говорят".

В чём-то этот подход напоминал стратегию гениальности Леонардо да Винчи, описанную Робертом Дилтсом, хотя не обошлось здесь и без "нашего знаменитого Уолта Диснея" (по выражению одной из участниц). Что интересно, мы, казалось, забыли о Реалисте и Критике, позволяя Фантазёру проявить весь свой талант. Может быть (и даже скорее всего) они работали подсознательно, совершенно автоматически, но фокусом сознательного внимания здесь было ничем не сдерживаемое воображение - целое море картинок, "image stream".

Зато уж наша четвёртая встреча почти целиком была посвящена записи на видео и подробнейшей обратной связи по этому выступлению - как бы сертификации по окончании курса. Сертификатов, правда, мы не получили, зато вдоволь набрались опыта, так что в конце, когда мы снова, уже пройдя через всё, снова стали мечтать о том, что ждёт каждого из нас впереди (а таково было последнее упражнение курса), нафантазировалось столько... И пожалуй в тот день это было самым ярким критерием успеха. Может быть чуть позже, через неделю-другую, проводя какой-нибудь тренинг, я замечу, как изменился мой тренерский стиль или обнаружу преимущества вроде бы спонтанно выбранного мною дизайна. Но в тот момент у нас было только это сладостное упоение полётом мысли - этакий визуальный вариант приятной усталости, гудящей во всём теле после трудного, но очень важного дня...

Зебра

Все эти дни, такие непохожие друг на друга, всё же были связаны в единое целое... Визуальной метафорой такого единства стала идея T.O.T.E.'а выступления, по которому строится вся работа Тренера. Его компоненты как бы составили ингредиенты некоего сложного блюда... или целого пиршества - аромат начальной установки, питательность презентации, вкус демонстрации, энергия учебной активности под соусом обратной связи и непременная подстройка к будущему на десерт - всё это нужно было держать в балансе, так же как помнить о балансе взаимоотношений Тренера с содержанием, группой и задачей обучения.

По такому принципу строится и большой двадцатидневный тренинг, так же, как каждый его день, и каждый фрагмент этого дня. Элементы T.O.T.E.'а переплетаются и взаимно проникают друг в друга, смешиваясь и переходя один в другой, образуя замысловатый узор. Для того, чтобы разобраться в нём, потребутеся, казалось бы, целая жизнь, но у Андрея с Сашей оказался под рукой инструмент, как раз подходящий для такой цели, и они дали нам его - снова и снова мы рассматривали обучение то в микроскоп мелкой разбивки, добираясь иногда до отдельных звуков и запятых, то в телескоп глобального подхода, ища метафору для всего выступления целиком.

И постоянной нашей помошницей в этом была обратная связь - мы занимались ею просто всё время - самому себе, от группы и от Тренеров, на всех уровнях разбивки и из всех позиций восприятия, устно и письменно, очень пошагово и метафорично - кажется, мы перепробовали все возможные варианты. Каждый из нас действительно стал зеркалом другому и самому себе. По сути дела, курс "Работа с аудиторией" - это царство одной базовой пресуппозиции НЛП - той, где говорится о том, что не бывает поражений, а есть только обратная связь.

Хвост

Завершился наш курс вечером 10 апреля около 1900. Очень много пройдено, а за бортом осталось ещё так много, чего мы не узнали, но что, надеюсь, войдёт в программу большого Тренерского курса. Нам открылся целый пласт возможностей - вести свои собственные программы и перенимать опыт у всех, кто в той или иной форме занимается публичными выступлениями. Целая планета для ежедневных открытий.

Последняя метафора (жаль, что не моя) на курсе звучала так: "Тренерами не рождаются. Тренерами умирают". Весь смысл, заложенный в ней, поймут, наверное, только те, кто сам прошёл через нечто подобное. Для них она звучит очень оптимистично.

Стас Уколов

[Статьи и Мнения][НЛПерские тексты][НЛП вообще][НЛП в Екатеринбурге]


 ©2003, Ре-Дизайн - Максим Мухарев, он же Новый Вебмастер :-)
 ©2003, Программинг - Стас Уколов & Максим Мухарев
Помните об
Обратной Связи!